Рейтинг@Mail.ru



СЛОН В ХОЛОДИЛЬНИКЕ.
Volkswagen Sharan, студия «Багира Моторс»

Журнал "Автозвук" № 4/2005

Как положить слона в холодильник в три приёма?
Очень просто: открыть холодильник, положить слона, закрыть холодильник...
Бородатый анекдот

Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источники: Alpine TDA-7588RB, CHA-1214
Усилители: Audison LRx 4.300, LRx 1.400
Акустика: Hertz HSK 163, HSK 165
Сабвуфер: Focal 33 KX
Студия: «Багира Моторс»

    Не знаю, может, вам повезло, а вот мне укладкой слонов в холодильники в летнее время приходится заниматься еженедельно. А начинается процесс как безобидное размещение поклажи двух взрослых и двух мелких в багажном отделении легкового универсала. Это не считая собственно пассажиров, ожидающих погрузки на борт. Независимые исследователи давно вывели квадратичный закон багажа: удвоение числа седоков приводит к учетверению сопровождающего груза, начиная с какого-то порогового значения задача приобретает воспетый в эпосе формат слона с холодильником.

    УВЕЛИЧЕНИЕ КУБАТУРЫ ПРИ ПЕреходе от легковых универсалов к минивэнам или, что намного лучше, к микроавтобусам, снимает остроту обозначенной проблемы не надолго. Новые возможности быстро уравновешиваются непонятно откуда возникшими новыми потребностями, и нетленный образ животного в холодильном шкафу вновь начинает проступать с угрожающей ясностью. И что же делать, когда возникает неизбежное желание разместить на борту приличную звуковую систему? Подкладывать сабвуфер под слона? А усилители куда прикажете ставить? (Гусарам просьба воздержаться от предложений.)

    Единожды возникнув, такая задача недолго могла оставаться без решения. Ещё бы, достойные площади пола и высокие потолки «вэнов» и «бусов» просто обязывают использовать весь потенциал большого салона, соблазняя низким уровнем близких отражений. А ведь отражения — первый и злейший враг звука на колёсах, и от них вынуждены страдать все, кто усаживается в тесноту компактных городских машин. Здесь подсказывают, что поведение передаточной функции салона, благодаря которой мы задаром поднимаем уровень суббаса, в салоне минивэна будет другим. Другим, знаем, но это вовсе не значит, что с басами нам никто помогать не будет. Ещё как будет: это не багаж, зависимость линейная, вдвое длиннее салон — вдвое ниже частота, с которой начинается буйство басов. Не с 80 Гц, скажем, а с 40. Неужто не справимся? Ну так что? Потесним автозвуком слона в холодильнике?

    Схожий вызов приняла студия «Багира Моторс», взявшись «мобилизовать» минивэн Volkswagen Sharan сугубо прагматического, грузопассажирского предназначения. Причём больше грузо, чем пассажирского, благо заводские средства трансформации салона позволяют легко убрать все сиденья, даже водительское, как мне показалось. Знатоки стоковых и прочих «стелс»-установок усомнятся, дескать, эка невидаль, место в задних крыльях никто не отменял, там не то что слона, целое стадо можно поместить. Однако в «Шаране», как выяснилось, этот вариант не проходит — ниша левого крыла целиком занята печкой для пассажиров, и нет такого резона, чтобы купировать её в нашем-то ласковом климате. Глобальное потепление, знаете ли, только в киотском протоколе, а у нас, как и встарь: пришёл марток — готовь семеро порток.

    Правое крыло тоже не простое, а с заливной горловиной бензобака и полагающимися по такому случаю трубочками, пипочками и проводами, развернуться, сами понимаете, негде.

    Способ совмещения музыкальных и профессиональных потребностей владельца «Шарана» надёжен и одобрен властями: ставится басовитая 3-полосная фронтальная акустика, а сабвуферный динамик монтируется в отдельном легкосъёмном ящике. Когда немедленные грузовые обязанности сравнимы с новорождённым слонёнком, сиденья остаются в салоне, а поклажа легко размещается в объёмистом багажном отделении. Как только малыш с хоботом подрастает до взрослых размеров и впору применять простую трёхходовую логику из бородатого анекдота, фронтальные мидбасы становятся просто вуферами, а сабвуферный ящик покидает пределы автомобиля вместе с излишками сидений, освобождая искомую кубатуру для поклажи.

    Схема такой мобильной установки выглядит следующим образом. Магнитола Alpine TDA-7588RB в паре с 12-дисковым чейнджером CHA-1214 обеспечивают сигналом два усилителя, фронтально-тыловой Audison LRx 4.300 и сабвуферный LRx 1.400. Обязанности басовитого фронта выполняет трёхкомпонентный набор Hertz HSK 163, а на подхвате стоит тыловой двухполосный набор HSK 165. В те дни, когда холодильник пустует, тоскуя без слона, суббасовый фундамент музыкальной коллекции хозяина автомобиля поддерживает 13-дюймовый саб марки Focal 33 KX. Поскольку звуковой диапазон поделён в основном заводскими пассивными кроссоверами, то на долю активных остались три нехитрые задачи: ограничить АЧХ фронта на частоте 70 Гц (ФВЧ), саба на 70 Гц (но уже ФНЧ), тыла на 80 Гц (ФВЧ).

    Хотя в качестве головного устройства магнитолы уже давно сдали свои лидирующие позиции CD-ресиверам, производители car audio по-прежнему держат в своих каталогах несколько моделей для компакт-кассет, а потребители, которые по жизни оказались обладателями богатых магнитных коллекций, магнитолы по-прежнему покупают. Поэтому, несмотря на уговоры и увещевания, хозяин «Шарана» наотрез отказался от CD-«головы» и с трудом согласился на установку чейнджера, причём только 12-дискового, чтобы пореже ковыряться с набивкой его магазина. Что ж, слово заказчика — закон, как сказал, так и сделали. Магнитолу поместили в заводское отверстие центральной консоли, а чейнджер угнездили под крышкой правого багажного подиума, больше такой крупный блок без масштабных переделок интерьера поставить было некуда.

    Монтаж ВЧ-секции фронтальной акустики полностью реализовал все достоинства кузова вагонной компоновки — огромное лобовое стекло, установленное под большим наклоном, и широченная полка торпедо с небольшим бортиком, как будто специально сделанным для размещения двух пищалок по его углам. Место установки СЧ и НЧ-динамиков фронта было выбрано более привычным, каждая пара помещена в свою собственную переднюю дверь.

     

Тёмно-серая кожа обшивки уберегает водителя от бликов в низком лобовом стекле

Дальний бортик полки торпедо идеально подходит для установки пищалок

«Автобусный» руль задаёт особый тон рабочего места водителя минивэна

Запас актуальной музыки на компакт-кассетах легко размещается в кармане под магнитолой

Два фронтальных динамика из трёх помещены в передние двери

Тыловые пищалки смонтированы в пластиковых обоймах дверных ручек

Места установки акустики в передних и задних дверях выделены вставками из белой кожи

Мидбасы фронта повёрнуты чуть вверх и в салон, а мидрейнджи, наоборот, смотрят в сторону торпедо

Пропорции съёмного сабвуферного ящика повторяют классику типичной трапеции

Новая обшивка багажных подиумов не лишена стилистических изысков

Крупный 12-дисковый чейнджер практически целиком занял просторный бардачок

    Двери минивэнов мало отличаются от дверей универсалов и прочих хетчбэков, поэтому акустическая подготовка этих кузовных деталей прошла все положенные по такому поводу этапы: шумо- и виброизоляция, постройка мощных внутренних подиумов и декоративных наружных. Динамики установлены поверх дверного декора, поэтому нужды в характерных для внутреннего монтажа уплотняющих валиков не было. Конфигурация новых посадочных мест позволяет направить геометрическую ось вуферов чуть вверх и назад, а мидрейнджей — вверх и вперёд, что в диапазоне средних частот позволило использовать «карниз» торпедо в качестве отражающего экрана для виртуального смещения источника излучения.

    Задние двери получили звуковую нагрузку в виде 2-компонентной тыловой акустики, мидбас традиционно в нижней части, а пищалки — в обрамлении дверных ручек.

    Редкая для современного установочного дела свободная конфигурация сабвуфера вылилась в традиционную и многократно проверенную трапецию, которая благодаря наклонной стенке позволяет снизить вероятность появления внутренних резонансов. Объём закрытого ящика, изготовленного из MDF, составил 50 литров, стенки изнутри оклеены листами Noisebuster, а сам корпус частично заполнен синтепоном. Как следует из формулировки технического задания, место установки ящика в салоне «Шарана» определяется в каждый момент времени числом слонов, подлежащих укладке в холодильник.

   Риторический вопрос об усилителях, который возник в начале обзора и который до поры до времени оставлял пищу для изящных спекуляций по поводу места их размещения, счастливым образом разрешился в пользу стационарной установки в передней части салона. Под сиденьями водителя и его соседа справа конструкторы минивэна предусмотрели две объёмные ниши, которые как нельзя лучше вместили оба устройства. Близость к фронтальной акустике, головному устройству и источнику питания сократили расход межблочников Audison и акустических кабелей DAXX, позволив обойтись 3,5 погонными метрами на канал.

   Несмотря на утилитарное предназначение автомобиля, салон претерпел некоторые изменения против заводской комплектации, ведь перевозка пассажиров различного ранга тоже входит в круг повседневных обязанностей «вэна от VW». Изнутри кузов обтянут натуральной и искусственной кожей трёх цветов, это сделало возможным зрительно «разбить» монотонность протяжённых панелей. Часть пластиковых деталей дверной отделки покрыта флоком, а места установки акустики подчёркнуты вставками из белой кожи. Переднему и заднему ряду сидений тоже досталось отделочной кожи двух сортов, гладкой для боковых валиков и перфорированной у центральных вставок. В отличие от остального салона торпедо выглядит, на первый взгляд, скучновато, что стало данью безопасному вождению в тёмное время суток — из-за сильного наклона лобового стекла любая пёстрая деталь на верху приборной панели будет маячить отражённым пятном прямо перед глазами водителя.

    Неразрешимая умозрительная сложность одновременного размещения автозвуковых компонентов и полезной нагрузки различного происхождения на площадях одного автомобиля лишь поначалу может вызвать робость, да и то по большей части среди неподготовленной публики. Достоинства минивэнов простираются вплоть до границ с нашей, автозвуковой областью, зачастую эти границы пересекая, и пройти мимо таких перспектив было бы стратегически неверно. А историческую задачу с упаковкой грузов перед дальней дорогой теперь можно решить ещё более радикально и изящно, причём тоже в три приёма — поставить звук, забрать с собой слона и увезти холодильник.

     

   Просторный (даже более того) корпус сабвуфера позволил вытянуть нижнюю границу туда, где начинает работать передаточная функция длинного салона, однако ниже 40 Гц больше, чем обычно, начала сказываться нежёсткость кузова, составленного из больших и почти плоских панелей. Поэтому внизу отдача системы снижается так, как будто сабвуфер принадлежит к типу ФИ, где звуковое давление ниже частоты настройки падает со скоростью 24 дБ/окт. Более ярко, чем в обычной машине, выраженные поперечные резонансы салона в данном случае даже помогли в формировании АЧХ, приподняв полосу частот 120 — 200 Гц. Середина отыгралась ровно и спокойно, верхи приподняты над средним уровнем заметно, но тактично, без ненужной самодеятельности, спад начинается только после 16 кГц, да и то не так чтобы очень...

СВОИМИ УШАМИ
   Строгая приверженность хозяина VW Sharan различным проявлениям музыкальной поп-культуры не оставила ни малейших сомнений в пользу выбора диска «Расскажи Чайковскому новости» («АЗ» №6/2004). Хотя, разумеется, музыкальная подборка «Новостей» родственна поп-музыке, но таковой не является, нет пока в редакционной коллекции технически безукоризненной «попсы».
Автобусная посадка, почти горизонтальный руль и высокий потолок сразу задали особое настроение. Первые аккорды прозвучали очень необычно, просторно, я бы сказал. Эффект большого зала был никаким вовсе не эффектом, а самым натуральным большим залом, и, чтобы убедиться в этом окончательно, я убавил громкость тыловой акустики до нуля. На звуковой картине для передних седоков эта манипуляция практически никак не сказалась, и большой зал минивэна, свободный от багажных «слонов», никуда не исчез. Верхние частоты звучали прозрачно и воздушно, нижний регистр был мощным и «большим», хотя и страдал при этом некоторой нечёткостью. Серединка звукового диапазона показалась слабоватой, что было вполне ожидаемо для корректного воспроизведения типового звукорежиссёрского клише популярной музыки. Маленькие «электронные» барабанчики отыграли очень чётко и энергично, хотя, например, женский вокал выглядел невыразительно. Контрольное прослушивание трека №17 показало чёткую, без визгливой рези, хрипотцу вокала и очень недурной для такого салона суббасовый потенциал системы.


 


 

Robo-host.ru - автоматический хостинг

 
Peкламные ccылки:
 
Описание и история развития легковых машин 3 серии БМВ http://www.bmwman.ru/3er | когда цветет мирт

 

 
Пaртнepcкие (peкламные) ccылки:
 
устроится на работу отзывы сотрудников Спортмастер.